MOTORCYCLIST

Society Riders

МОСКВА — БАТУМИ

Текст: Мария Махотина
Фото: участники поездки
О том, что Грузия – нереально красивая страна, я еще с детства слышала от родного брата моей бабушки, который объехал на своем мотоцикле в старые времена весь юг нашей необъятной Родины и Кавказ. Поэтому в виду присутствия огромного желания увидеть новые места и продолжительных майских праздников, открытия границы России с Грузией в Верхнем Ларсе, решили проехаться по  знаменитой военно-грузинской дороге, посетить Грузию, Армению и Азербайджан. Списались по интернету с мотоциклистами из Грузии и Азербайджана, нарисовали образно маршрут, но планы наши каждый день стали меняться… 89470524
    Сначала выяснили, что чтобы попасть в Грузию на мопеде через пограничный пост Верхний Ларс, нужно обязательно оформить в Москве грузинскую визу. Информация в интернете была различная: то ее можно оформить в посольстве Швейцарии, то в консульстве, а по указанным телефонам дозвониться просто невозможно.
    В результате решили действовать на бум. С утра поехали на ул. Остоженка, д. 26 разузнать, какие документы для оформления нужны, сколько все стоит и сроки оформления. На удивление с адресом мы угадали. Для оформления визы потребовалось: приехать к 7-8 утра, занять очередь, привезти 2 фото актуальных, заполнить анкету и оплатить 50 долларов (несрочная виза, оформляется в течение 5 рабочих дней) или 100 долларов (срочная виза, которую можно получить в течение 2-х дней).
    30-го апреля. Стартуем на четырех мотоциклах: Алексей с Андрюхой на Электричке Ультра, Сергей на Ямаха Драг Стар 1100, Эдик Фэт Бой и я на Электричке Стандарт. Москва провожала нас дождем и холодом. Поскольку  с нами поехал наш сын, мы решили ехать без фанатизма и вечером остановились на ночлег в Ростове в придорожном отеле (так как  все наши друзья и знакомые уехали в тот день на различные мото-мероприятия).
rostov
  Утром за завтраком решили, что за один день доберемся до Тбилиси. Наш знакомый, Георгий ждал нас. Что сказать про Ставропольскую трассу? Прямая, ровная и вокруг безумно красивые пейзажи: ярко-зеленые равнины, а в бескрайней синеве могущественно белеют горные вершины. Очень много по дороге было аварий… все с летальными исходами, т.к. многие водители вылетают на встречку или обгоняют в слепых поворотах. Сотрудники ДПС тормозили нас практически на каждом посту, но причин для остановки было 2: Харлеи и московские номера))) Красноречивость Махотина помогла — обошлись без штрафов за все время поездки.
    Проскочили мимо Пятигорска, на несколько минут заехали к ребятам на открытие мотосезона в Мин. Воды, а дальше Беслан, Владикавказ. Не доезжая несколько км до Нальчика, на бензоколонке к нам подъехал наряд ДПС. Сообщили, что несколько минут назад в центре Нальчика прогремел взрыв… и попросили нас следовать по объездной дороге.
patigorsk
О кавказском гостеприимстве не зря слагают легенды. Какая здесь вкусная еда! Мы перед границей решили пообедать-поужинать во Владикавказе. Безумно вкусный осетинский трехслойный пирог, который подают только на праздники. Как же он нас согревал потом до самого перевала Крестовского, но об этом позже…
    А шашлык! Я никогда не видела порции таких размеров. Пришлось половину обедо-ужина завернуть и положить в кофры, т.к. боялись, что мотоциклы в горы нас уже не смогут потащить.
Vladikavkaz
А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи… Последний блокпост, он же пост ДПС перед границей. Дорога перегорожена металлическим шлагбаумом. Сотрудники ДПС просят нас вернуться обратно в город, объясняя, что мы не сможем сегодня добраться до Тбилиси.
    — Ребята, там же впереди перевал Крестовский! Куда вы в ночь? Вы с ума сошли?
    — А чего там ехать, — отвечали мы. До Тбилиси всего 200 км.
    — Скажите, а мы сможем сфотографироваться на фоне снегов?
    — Сможете, там везде снег и лед… Будьте аккуратны! — грустно ответили сотрудники ДПС и открыли шлагбаум.
 
    Граница… Все отстроено по последним пискам моды и космическим технологиям. Чистенько, мило, но снова долго. На границе были только мы и пожилой грузин на Волге.
    Российские погранцы заставили каждый мотоцикл сначала загнать на рентген. Потом каждый досматривал вещи. Женщина на паспортном контроле придиралась к фотографиям каждого в паспорте. Заставили подписать соглашение о том, что в течение 6 км нельзя останавливаться, фотографировать и т.п. Пока нас 2 часа мурыжили, солнце сокрылось, и наступила кромешная темнота. Кто бы знал, что сотрудники только оттягивали время, которое так было нам необходимо.
verhniy_lars1
В свете фар было понятно, что перед нами лежит самая настоящая грунтовка из не утрамбованных камней. Я спросила таможенника:
    «Уважаемый, а грунтовка только 6 км, а дальше асфальт пойдет, да?» На что получила «воодушевляющий» ответ: «Нет, просто оползни прошли недавно, не успели еще дорогу почистить.  А так, такая дорога будет до самих Казбегов. А это где-то около 30 км. Заночуйте в Казбегах! Вы все равно не осилите ночью туннели».
    И вот перед нами федеральная трасса: без единого фонаря, 2 туннеля, тоже без асфальта с ямами и камнями. Начинаем петлять в темноте. Леха идет первым, мы следом по габаритам. Ближе к Казбегам появился асфальт, и мы радостно ускорились, но через несколько км асфальт снова закончился, начались крутые подъемы по грунтовке. led1В темноте в свете фар выискивали более накатанные пути, начало резко холодать, а вот и первые снега, и первые туннель. Фото на фоне снега и погнали. По мере подъема пальцы стали леденеть, я остановилась и посмотрела по сторонам. Ого, мы практически на уровне хребтов гор. Безумно страшно и одновременно красиво!
    Второй туннель. Света так и нет. Как-то подозрительно блестит дорога. Аккуратно проходим второй туннель, и вот уже третий. Леха, как пуля, влетел в него, Серегу почему-то мотануло в сторону. Только когда я подъехала к въезду в эту черную дыру, стало ясно, что там сплошной лед, а сверху и снизу туннеля поблескивали сталактиты и сталагмиты изо льда. Ноги разъезжаются, мотоцикл нельзя даже поставить на подножку, т.к. он пытается соскользнуть  и упасть, скатываясь вниз. Такого сюрприза мы не ожидали…
    И вот…12 часов ночи, вокруг снега, лед, мы где-то на высоте 2200 м застряли в середине туннеле длиной около 400 м, ехать дальше равносильно безумству.  Но, мы не растерялись. У нас в кофре есть шашлык, половина еще теплого осетинского пирога и термос с горячим кофе. Так что жить можно! Тут в туннеле показались фары. Проезжающая мимо машина тормознула и вызвала нам на помощь полицейских.
    Полицейские в Грузии – это просто редкий вид людей, которых в нашей стране нужно было бы занести в Красную Книгу. Всегда готовы помочь и даже денег не берут!  Малого они забрали в машину отогреть, привезли нам еще кипятка в термосе, пока ребята на руках вытаскивали мотоциклы из ледяного плена. Стало ясно одно: «Утро вечера мудренее! Нужно возвращаться в Казбеги, выспаться и с утра снова попробовать штурмовать перевал».
kazbegi3
В Казбегах заселились в частной гостинице. Нас встретили, как родных. Испекли горячих хачапури, принесли наивкуснейшее домашнее вино, овощи, сыр и чачу. И вот, мы засели над планом «Покорения Крестовского – часть Вторая». 
    Хозяйка объяснила, что в мае в тех местах постоянно сходят лавины и оползни. Поэтому дорога через перевал Крестовский закрыта с 12 дня до 6 вечера. А если лавины накрывают туннели, то проехать через них на мотоцикле просто нереально. kazbegi2Снег тает, а вода в туннеле от сильного ветра моментально превращается в лед. Эвакуаторам с двумя осями дорога в период схода лавин запрещена. Но,  есть «летняя дорога», которая идет по краю ущелья рядом с туннелями. Если лавина не перекрыла ту дорогу, то мы сможем сами проехать. На всякий решили попросить помощи у местных жителей. Вызвали водителя «Буханки», чтобы если мы сами не сможем проехать, будем грузить мотоциклы по очереди и перевозить их через обледеневшие туннели в кузове машины. Главное было успеть до момента закрытия трассы.
    Утро.  Сначала погрузили в «Буханку» мотоцикл Эдика, а Леха, Серега и я отправились на повторный штурм туннелей. И вот мы уже рядом с тем непокоренным третьим туннелем. Леха с Серегой ногами разбили остатки лавины, которая перегораживала «летнюю дорогу». Какого же было наше удивление, когда мы узнали, что впереди еще 3 таких же «веселых» туннеля, на которых также величественно лежали лавины. Снова разбивали снег и шли по краю. Вот только шестой туннель нам не оставил выбора. Лавина полностью закрыла боковой объезд, и нам пришлось рискнуть и проехать через него. Лед был, но был и песок, и даже кусочки асфальта.
krestovskiy2
Завершив ледяной слалом, мы сгрузили мотоцикл Эдика, отблагодарили водителя «Буханки» и поехали дальше. Все-таки, что не делается в мире – делается к лучшему. Такую красоту, которая окружала нас, если бы мы ехали ночью – мы просто не увидели. Облака лежат на снегах. Вдоль дороги возвышаются 2-3 метровые сугробы. Ущелья, горные речки, водопады…
    Единственное пожалели, что не намазали лица кремом от загара – сгорели напрочь.
krestovskiy6 krestovskiy9
И вот, спустя 60 км появился долгожданный асфальт! Спуск с перевала – это асфальтовая змейка, которая с поворотами 180 градусов петляет замысловатыми кольцами вниз. Словами восторг и эмоции от всего увиденного не передать, поэтому просто предлагаю Вам посмотреть фото и видео.
serpantin
По дороге в Тбилиси заехали в Церковь Успения – одно из главнейших памятников грузинской архитектуры позднефеодальной эпохи. Построен в 1689 г. на берегу самой крупной реки Закавказья, Куры. Здесь открываются потрясающие виды!  Поэтому участок от границы до Тбилиси рекомендую только в светлое время суток проезжать. Здесь каждый поворот – новый пейзаж. Останавливались каждые 50 км и делали фотографические съемки.
uspenie
Тбилиси. Такое впечатление, что мы попали в компьютерную игру: «Гонки на выживание. Попробуй, чтоб тебя не задавили!» Хаотичное движение по непонятным траекториям, постоянное фа-фа, но люди не злые, приветствуют, улыбаются. Народ постоянно пытается в шахматном порядке проехаться сквозь нашу колонну. Поэтому решили мы не испытывать судьбу и осмотр окрестностей, памятников архитектуры и Старого Города осуществить пешком. По меркам Москвы это не так далеко, хотя местное население такие расстояния только на общественном транспорте преодолевает. Такси по всему городу стоит 5 лари (85 рублей). Посидеть в ресторане с вином, кофейком и другими прекрасными блюдами грузинской кухни на пятерых стоило максимум 100 лари (около 1700 руб.) Местные, услышав русскую речь, подходили, интересовались, как там Москва, и искренне сожалели, что политика испортила наши издревле дружеские отношения между русскими и грузинами.
tbilisitbilisi2
А вокруг красота. Исторический центр Тбилиси «Старый город» находится у подножия горы Мтацминда. Это действительно сама древняя часть города, сохранившая узкие, мощеные кирпичом улочки, убегающие то вверх, то вниз, на которых можно увидеть развалины средневековых построек: крепости Нарикала, храма Метехи (1278-1293 гг.), старинных храмов «Норашен», «Джварис-мама», «Бетлеми», «Метехи», дворец царицы Дариджан «Сачино». Возраст этих сооружений насчитывает уже 3-4 века. Почти все здания в историческом центре города представляют собой исторические или культурные памятники. Здесь всегда кипит жизнь: бродят большими группами или поодиночке туристы, художники выставляют свои картины, а ремесленники предлагают многочисленные сувениры. В центре Старого Тбилиси находятся также Армянская Апостольская церковь, Синагога и мусульманская мечеть.
tb_arbat konc_zal
В центре Тбилиси, на вершине горы, названной именем библейского пророка Элии, возвышается главный кафедральный собор Грузинской православной церкви – Цминда Самеба, что в переводе с грузинского означает Собор Святой Троицы. «Здание столетия» — так называют Самебу в Грузии, а по грандиозности и величию его сравнивают с Храмом Христа Спасителя в Москве. Открытие состоялось в 2004 году. Высота верхнего храма составляет 68 метров (без надкупольного креста); общая площадь — более 5000 квадратных метров. Собор может вместить одновременно 15 000 человек. Строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных предпринимателей. Местные жители обещают, что через год-два Кафедральный Собор будет расписан лучшими мастерами и превратится в самый красивейший собор в мире.
kaf_sobor1
Тбилиси поглотило нас на 3 дня. Невозможно было все и сразу рассмотреть и посетить, но время безбожно бежит. И мы отправились в Батуми – окунуть организмы в чистейшие воды Черного моря и отведать легендарных аджарских хачапури.
kutaisi
Тбилиси–Батуми – это автобан. Шикарное дорожное покрытие, великолепные виды, плавные и крутые повороты и легендарные туннели, построенные еще в советские времена, на барельефах которых изображены герои грузинского эпоса. По дороге заехали в Кутаиси, посмотрели на реставрирующийся храм и монастырь 11 века. Потом заглянули в Поти и остановились на берегу в районе города Кабулетти. Солнышко светит, волна набегает, чайки летают в бескрайнем синем небе – вокруг царит тишина, спокойствие. Выгоревшие труселя, видно с прошлого сезона, прибило волной, и  лежат они в гордом одиночестве на камнях. Ни души на берегу, только белеет парус одинокий в тумане моря голубом…
kabuletti
Несколько минут и мы уже в Батуми. Как и говорили, нужно обязательно доехать до кафе «Берег», где пекут знаменитые хачапури по-аджарски: в виде лодочки с горячим сыром, яичком и кусочком масла… Ммм… божественно вкусно! Отобедав, решили прокатиться по городу, и были приятно удивлены, увидев Голду 1800 с московскими номерами. И здесь, одни москали!
    Шато, действительно, вырос и живет  в Москве, но корни его из Батуми. Поэтому каждый год он приезжает сюда. Он провел нам обзорную экскурсию по городу, познакомил с премьер-министром Аджарии и помог разместиться в отеле.
batumi
Батуми. Сказочный город. Еще несколько дней назад мы пробирались через льды и снега, а тут пальмы, солнышко, море и жара. Все такое разноцветное, поющие фонтаны, милые кафешки, приветливый народ и никакой суеты! Эх, зависнуть бы тут… Но завтра нам нужно быть уже быть в Баку, мы и так уже выбились из графика.
  batumi1  Не доезжая Тбилиси, мотоцикл у Алексея начал хандрить. Пропала зарядка. Махнув аккумуляторы между собой, доехали до Тбилиси к Георгию. До последнего надеялись, что проблема с реле регулятором. Георгий снял со своего Харли реле, но выяснилось, что проблема не в этом… пробило провод от генератора к реле, произошло КЗ, в результате чего сгорел генератор. Стало ясно, что в Баку и Дагестан мы уже не едем, а по возможности, меняясь со мной батарейками любыми возможностями нужно дотянуть до дома.
    И мы отправились обратно… в сторону Верхнего Ларса. Родственники Георгия ждали нас и приютили в горнолыжном курорте у подножия перевала Крестовский. Романтический вечер у камина «Прощание с Грузией»: снова наивкуснейшая домашняя еда и вино, теплые постели и снежные вершины в окне. Как жаль, что все хорошее так быстро заканчивается…
verhniy_lars4
Утром марш-бросок снова через хребты, туннели и четыре субъекта РФ. Лавины сошли, кое-где появился асфальт, только в шестом туннеле был по-прежнему лед. В общем, все шло гладко и ровно. На границе россияне снова стали к нам придираться… опять 2 часа мозги сектын. А в Новочеркасске, нас уже во всю ждала Люсьен. Специально были приготовлены ужин и зарядное устройство для наших оголодавших батареек.
novocherkask
    На следующий день мы отмылись сами, мотики, нам провели экскурсию по городу, и мы поехали с клубом «Last Rabels MС» праздновать 65-летие Победы на Дон. Давно мы не отдыхали настолько позитивно и душевно.
    И если бы не окончание майских праздников, наверное, зависли бы здесь еще на несколько дней. Уж больно все там было вкусно)
 
    А дальше… снова М4. Остановка у места ДТП, где погиб Alexas и вот он дом, home, sweet home.
    За спиной около 5000 км, море позитива, адреналина и только положительных воспоминаний о поездке… В общем, хочу обратно!
verhniy_lars3

654 Всего 3 Сегодня

Comments

comments

MOTORCYCLIST © 2009
Return to Top ▲Return to Top ▲